Интересно все
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Май » 30 » Гибель дирижабля «Мекон».
12:08
Гибель дирижабля «Мекон».
     75 лет назад ушли в историю военные дирижабли.
     Супердирижабли «Акрон» и «Мекон» были гордостью американских ВВС. Считалось: пять таких кораблей могут контролировать все тихоокеанское пространство от Перл-Харбора до Японии.
«Монстры»….»гиганты»….. Так про «Аркон» и «Мекон» пишут даже сегодня. Когда огромная сигара зависала над городами, внизу прекращалось автомобильное движение: водители вылезали из машин и восторженно глазели. Чудо технологий. Национальная гордость США.
     Два супердирижабля ВВС США «Аркон» и «Мекон» были гелиевые, а не водородные – что исключало возможность взрыва.
     «Аркон» (ZRS-4) был построен первым в 1929 году, но 03.04.1933 года потерпле крушение. «Мекон» (ZRS-5) его точная копия. В первуй полет отправился через месяц после гибели «Аркона».
Объем – 184 тыс. куб. метров. Длинна – 239 м. Диаметр – 40,5 м. Скорость – 130 км/час. Грузоподъемность – 80 тонн. Возможное беспосадочное пребывание в небе – до недели. Вооружение – 16 спаренных крупнокалиберных пулеметов и огромный бомбовый запас. «Мекон» (как и «Аркон») строился именно как летающий авианосец, он нес п’ять истребителей-разведчиков. Это были спеціально сконструированные бипланы «Сперроу-хок», имевшие над крыльями особый крюк-гак. При возвращении на борт самолеты в воздухе цеплялись за спускаемую с дирижабля трапецію, и та подимала машину в эллинг на борту цеппелина. Для вылета тем же образом само лет из эллинга опускался. «Мекон» погиб 12 февраля 1935 года.
….Но почему дирижабли?
     Давайте не судить с высоты нынешнего знания: мол, дирижабли – вещь опасная, позже случилась такая-то катастрофа, еще такая-то…. У Америки начала 1930-х была своя логика. Да, Первая мировая выявила минусы дирижаблей (в нашем случае точнее говорить «цеппелины»- дирижабли жесткой конструкции) – уязвимость, малую боевую эффективность. Но ведь и плюсы имелись. Длительность пребывания в небе. Дальность перелетов (в 1929-м знаменитый «Граф Цеппелин» совершил кругосветное путешествие). Грузоподъемность….
     США не грозил удар с суши. Как потенциальный противник №1 предполагалась Япония, которая своим флотом пойдет с океана. Радаров да спутников еще не было. Чтобы засечь подход чужой эскадры, надо было просто физически «высоко сидеть, далеко глядеть» О прочих методах разведки сейчас не говорим. По прикидкам американских штабистов, пять дирижаблей, подобных «Акрону», позволили бы держать под наблюдением пространство от Гавайев до Японии. В случае чего навстречу выйдут свои корабли.
За четыре года службы «Акрон» совершил 73 вылета. Споры о нем у аналитиков ВМФ шли постоянно, но один факт бил любые контрдоводы: на очередных маневрах с «Аркона» за 40 километров засекли подход кораблей условного противника. А те его даже не заметили.
     «Аркон» погиб из-за ошибки пилотирования. Во время очередных учений он оказался в зоне ветров. Сильный шквал ударил в бок. Громадина-сигара клюнула носом вниз и стала терять высоту. Тут заклинило рули управления. Высота была 500 метров – очень мало, чтобы такая громадина успела среагировать. Через две-три минуты цеппелин воткнулся в воду, и вся команда оказалась в волнах штормящего холодного океана. А плавсредств – роковой фактор! – на борту не было, о них просто не подумали. Из 76 человек спаслись лишь четверо.
     Но ведь «Акрон» был гордостью страны! Очень дорогостоящим проектом – более 5,3 млн. долларов( тогдашних, полновесных) и еще свыше 2 млн. на инфраструктуру. После постройки «Акрона» дирижабль специально летал над крупными городами, чтобы налогоплательщики увидели: деньги зря не потрачены.
После гибели «Акрона» США пережили шок. Это тоже повлияло на решение правительства: спешно закончить уже шедшее строительство второго супердирижабля – точной копии погибшего. Пусть все увидят: мы по-прежнему сильны. Новым кораблем и стал «Мекон».
     За полетами американских «монстров» следил весь мир. Это ведь было время, когда определялись стратегические пути развития мировой авиации. Что перспективнее – самолеты или дирижабли?
Следили и в СССР. Мы строили дирижабли с 1923 года, был трест «Дирижабльстрой» с комбинатом в Долгопрудном. Задачи провозглашались сугубо мирные, но понятно, что и у военных был свой интерес.
И вот 12 февраля 1935 года «Мекон» погиб. Как и «Акрон», он затонул. И обстоятельства схожие: маневры, плохие метеоусловия, удар ветра. Сломавшиеся ребра каркаса пробили оболочку в двух задних баллонных отсеках, гелий начал выходить. Только падал «Мекон» не носом, а кормой вниз, и не с 500, а с 400 метров. И спассредства уже имелись, потому жертв – всего два человека из 83-х.
     Сегодня это событие забыто, а тогда оно стало мировой сенсацией. Газеты не умолкали. Советская пресса тоже давала анализ. Инженер Б. Воробьев в «Известиях» доказывал: даже потеряв два отсека, дирижабль не должен был упасть, запаса гелия в остальных баллонах хватило бы, чтобы он добрался до базы своим ходом. Но гибель «воздушного авианосца» качнуло чашу весов. Военные дирижабли больше не строились. Через два года, в 1937-м, в США погиб прославленный немецкий пассажирский «Гинденбург», 5 февраля 1938-го под Кандалакшей – лучший советский дирижабль «СССР-В-6», летевший снимать папанинцев. Дирижаблестроение было признано тупиковым направленим.
     Сегодня в России о нем вспомнили вновь. Доказывается: возвращение к старой идее с использованием современных технологий сулит новый виток прогресса. Профессионалам видне. Но історики не когут не вспомнить дела давно минувших дней.

Просмотров: 3058 | Добавил: Игл | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

C новым днем Вас! От всей души желаю исполнения всех Ваших желаний, удачи Вам во всех делах, полного кошелька и главное - здоровья. И.Куприянов.

Поиск
Календарь
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Мониторинг и статистика.
  • Инструкции для uCoz
  • Форум "Кидок"
  • Бесплатный анализ сайта
    Copyright MyCorp © 2024