Интересно все
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Апрель » 1 » Боярыня Морозова.
10:51
Боярыня Морозова.
     Боярыня Федосья Морозова знакома большинству по картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова». Для своей картины живописец избрал тот момент, когда Морозову после ареста везут в монастырь. Она сидит в розвальнях, закованная в кандалы, и поднимает руку, сложенную двуперстным крестом, знамением старообрядчества, призывая народ стоять за старую веру. Розвальни медленно двигаются сквозь расступающуюся толпу народа…..
     Кроме этого полотна, боярыню Морозову запечатлел в романе «Скорбящая вдова» современный писатель Сергей Алексеев и в опере - Родион Щедрин. А ранее, с конца 17 века и до 20-го, большое распространение имело «Сказание отчасти о доблести и мужестве и изящно свидетельство о терпеливо душнем страдании….болярони Феодосии Прокопиевны…. И сестры ея…. Княгини Евдокии и третия соузницы их Марии».
     Все дело в том, что задолго до Сурикова, он написал свою картину в 1887 году, в национальном сознании боярыня Морозова превратилась в символ – символ того народного движения, которое известно под не совсем точным названием раскол. В сущности, у этого движения два символа: протопоп Аввакум и боярыня Морозова, духовный отец и духовная дочь, два борца, две жертвы. Но и воителей, и страдальцев при начале раскола были многие тысячи. Почему в исторической памяти остался Аввакум – понятно. Аввакум гениален. У него был совершенно исключительный дар слова – и, следовательно, дар убеждения. Но почему выбор остановился на Морозовой?
     Чтобы это понять, необходимо окунуться в атмосферу 17 века.
     В то время во главе церковной власти стоял патриарх Никон. Живой, деятельный человек. Именно его, как отмечает известный русский историк А.В.Карташев, «осенила гигантская идея – осуществить через Москву Вселенское Православное Царство. А для этого необходимо уравняться с греками в обряде и чине». Нужно отметить, что на тот момент между русскими богослужебными книгами и обрядами и греческими существовал ряд отличий. В частности, на Руси было принято креститься двумя перстами, а не тремя. Подобные отличия Никон и решил упразднить: сделать все по греческому образу.
     Собственно, его начинания были верными, поддерживались царем и московской элитой. Но методы, которыми действовал патриарх, оставляли желать лучшего.
     Хроника событий такова. В 1653 году Никон издает специальный циркуляр «Память», в котором приказывает отменить, в числе прочего, привычное крестное знамение двумя перстами. Приказ был сформулирован кратко, без мотивов. Это было непривычно и поэтому это указание вызвало широкую оппозицию. Многие приняли неожиданное и ничем не мотивированное распоряжение как объявление войны.
     С этой как бы мелочи началась катастрофа. Родилась драма раскола.
Историческим началом старообрядческого раскола принято считать восстание протопопа Аввакума в 1654 году. С оппозицией боролись – Аввакума сослали в Сибирь. Но поддержка у него была. И значительная роль принадлежала женщинам. Ученицами Аввакума были боярыни Феодосия Прокопьевна Морозова, ее сестра, княгиня Евдокия Урусова, и их подруга, жена стрелецкого полковника Мария Данилова. Понятно, что со всеми старообрядцами у власти были жесткие отношения. Но особенно тяжело они складывались между царем Алексеем Михайловичем и боярыней Морозовой.
     Ведь Федосья Прокопьевна имела значительный вес при дворе, была одной из самых богатых и знатных женщин того времени. В ее руках скопилось богатство, доставшееся ей от мужа и деверя – в 30 лет Морозова осталась вдовой с малолетним сыном на руках. В наследство она получила около 3000 дворов, не считая золота и драгоценностей. Ее окружало не только богатство, но и роскошь.
Почему же, невзирая на столь обеспеченное существование, Морозова покидает связи в высшем обществе и значительные средства отдает на служение старообрядческой оппозиции?
     Считать ее фанатичкой неверно. Боярыня Морозова – это характер сильный, но не фанатичный. Ей вовсе не чужды были человеческие страсти и слабости. Она была домовитой рачительной хозяйкой и, даже, чуток скупой в некоторых момента.
     Но вернемся к противоборству боярыни Морозовой и царя Алексея. Царя беспокоило сопротивление старообрядцев, и поэтому он давно был недоволен Морозовой. Он, конечно, знал, что дома она молится по-старому; знал о переписке ее с заточенным Аввакумом и о том, что московские ее палаты – пристанище и оплот старообрядцев. Однако решительных шагов долго не предпринимал и ограничивался полумерами: отбирал у Морозовой часть вотчин, а потом возвращал их, пытался воздействовать на нее через родственников.
     Однако все круто переменилось после ее тайного пострига.
     Если боярыня Морозова «приличия ради» могла кривить душой, то инокине Феодоре, давшей монашеские обеты лицемерие не пристало. Морозова стала уклоняться от мирских и религиозных обязанностей, связанных с саном дворцовой боярыни. 22 января 1671 года она не явилась на свадьбу царя с Натальей Кирилловной Нарышкиной, сославшись на болезнь. Царь не поверил отговорке и воспринял отказ как тяжкое оскорбление. С этого момента Морозова стала для него личным врагом. Расправа не заставила себя долго ждать……
     14 ноября 1671 года царь распорядился принять к мятежной боярыне жесткие меры. В ее дом прибыл архимандрит Чудового монастыря Иоаким, проведший допрос Морозовой и ее сестры, после которого они были закованы в «железы». Через несколько дней Морозова была перевезена в Чудов монастырь. Именно этот момент, случившийся 16 ноября, изобразил на своей картине В.Суриков.
     В монастыре боярыню уговаривали причаститься по новому обряду, но старица Феодора ответила: «Не причащуся!» Их вдвоем с сестрой отправили в Печерский монастырь.
Несколько лет мятежница провела в застенках. За это время умер ее единственный сын Иван, имущество боярыни было конфисковано, а ее братья отправлены в ссылку.
     Развязка событий наступила в 1675 году.
     Приказание царя уморить Морозову голодом в яме Боровского монастыря поражает не только жестокостью, но и холодным расчетом. Дело даже не в том, что на миру смерть красна. Дело в том, что публичная казнь дает человеку ореол мученичества. Этого царь боялся больше всего.
Драматизм последних дней Феодосии Прокопьевны не поддается описанию. Женщины, доведенные голодом до отчаяния, просили у тюремщиков хотя бы кусочек хлеба, но получали отказ. Первой 11 сентября скончалась княгиня Урусова, за ней 1 ноября умерла от истощения Морозова. Перед смертью она нашла в себе силы попросить тюремщика вымыть в реке рубаху, чтобы по русскому обычаю умереть в чистой сорочке. Дольше всех, еще целый месяц, мучилась Мария Данилова.
Великий когда-то род Морозовых перестал существовать.

Просмотров: 2749 | Добавил: Игл | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

C новым днем Вас! От всей души желаю исполнения всех Ваших желаний, удачи Вам во всех делах, полного кошелька и главное - здоровья. И.Куприянов.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Мониторинг и статистика.
  • Инструкции для uCoz
  • Форум "Кидок"
  • Бесплатный анализ сайта
    Copyright MyCorp © 2024